Становление
Становление
Новое
время
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ
Положение о фельдшерской школе. 1907 г.
Медицинское образование, как система подготовки и усовершенствования специалистов средней и высшей квалификации для здравоохранения и медицинской науки в Уфимской губернии (Республики Башкортостан) сформировалась в начале XX века. 17 декабря 1907 года на XXXIII сессии Уфимского губернского земского собрания был заслушан доклад Александра Ипполитовича Подбельского об учреждении в Уфе акушерско-фельдшерской школы при губернской управе.
Хирургический корпус земской больницы
Для Башкортостана в XVIII—XIX вв. средние медицинские кадры готовила фельдшерская школа при Оренбургском военном госпитале; в XIX в. подготовка врачей осуществлялась в Казанском университете, в котором ежегодно резервировались места для выходцев из Башкортостана. Подготовка средних медицинских кадров осуществлялась также земством при Уфимской губернской больнице.
К 1900 году в Уфимской губернии проживало: городского населения — 116 708, сельского — 2 303 944, всего 2 420 652 человек. Для иммунизации против опасных инфекций население Уфимской губернии в 1905 году была открыта Пастеровская станция.
Хирургический корпус земской больницы
Фельдшерско-акушерская школа на улице Телеграфной, 9 (ныне корпус Уфимской государственной академии искусств на улице Цюрупы)
После принятия постановления от 17 декабря 1907 года XXXIII сессии Уфимского губернского земского собрания в Уфе в 1908 году была женская акушерско-фельдшерская школа (прим. авт.: в 1904 году в Уфе открывалась частная акушерско-фельдшерская школа).
Фельдшерско-акушерская школа на улице Большой Казанской, 6 (ныне корпус Башкирской государственной педагогической академии на улице Октябрьской революции)
После русско-японской войны 1904—05 гг., которая была развязана за раздел сфер влияния на Северо-Востоке Китая и в Корее. Боевые действия сухопутных войск велись на полуостровах Камчатка, Квантунский, острове Сахалин, в Маньчжурии и Северной Корее, флота — на Жёлтом, Японском морях, в Корейском и Цусимском проливах. В состав русской армии на Дальнем Востоке входили воинские соединения из Уфимской губернии: 242-й Белебеевский (командир — полковник Воробьёв), 243 й Златоустовский (полковник Оглоблев), 282-й Черноярский (полковники И.Н. Тиханов, А.С. Полянский) пехотные полки,
214-й Мокшанский пехотный полк, Оренбская казачья дивизия (генерал-майор В.П. Греков) в составе 11-го (полковник Гурьев), 12-го (полковник Плотников) оренб., 4-го (полковник Соколов), 5-го (полковник Соловьёв) уральских казачьих полков, 1-й (полковник Николаев) и 10-й оренбургские казачьи полки, конно-арт. бригада Оренбургского казачьего войска (11-я и20‑я конно-арт. батареи). В состав войск гарнизона, оборонявшего крепость Порт-Артур (май—декабрь 1904 г.), входили 4-я (генерал-лейтейнант А.В. Фок) и 7-я (генерал‑майор Р.И.Кондратенко) Восточно-Сибирсковые стрелковые дивизии, укомплектованные в основном военнообязанными из Уфимской губернии.
После русско-японской войны 1904—05 гг., которая была развязана за раздел сфер влияния на Северо-Востоке Китая и в Корее. Боевые действия сухопутных войск велись на полуостровах Камчатка, Квантунский, острове Сахалин, в Маньчжурии и Северной Корее, флота — на Жёлтом, Японском морях, в Корейском и Цусимском проливах.
214-й Мокшанский пехотный полк, Оренбская казачья дивизия (генерал-майор В.П. Греков) в составе 11-го (полковник Гурьев), 12-го (полковник Плотников) оренб., 4-го (полковник Соколов), 5-го (полковник Соловьёв) уральских казачьих полков, 1-й (полковник Николаев) и 10-й оренбургские казачьи полки, конно-арт. бригада Оренбургского казачьего войска (11-я и20‑я конно-арт. батареи).
В состав русской армии на Дальнем Востоке входили воинские соединения из Уфимской губернии: 242-й Белебеевский (командир — полковник Воробьёв), 243 й Златоустовский (полковник Оглоблев), 282-й Черноярский (полковники И.Н. Тиханов, А.С. Полянский) пехотные полки,
В состав войск гарнизона, оборонявшего крепость Порт-Артур (май—декабрь 1904 г.), входили 4-я (генерал-лейтейнант А.В. Фок) и 7-я (генерал‑майор Р.И.Кондратенко) Восточно-Сибирсковые стрелковые дивизии, укомплектованные в основном военнообязанными из Уфимской губернии.
Глазная лечебница на углу улиц Уфимской и Жандармской (ныне Чернышевского и Крупской)
Уфимский госпиталь по улице Тукаевской. 1916 г.
В результате боевых действий после русско-японской войны 1904—1905 гг. в Уфимскую губернию стали поступать раненые военнослужащие, чаще после ампутаций, которым необходимо было проводить долечивание и протезирование.
Во всех медицинских организациях была большая нехватка медицинских сестер. Подготовка среднего медицинского персонала в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти находилась в ведении Уфимской Александрийской общины сестёр милосердия.
Срок обучения в школе был 4-х летний, и в нее принимались «лица женского пола всех состояний, без различия звания, национальности, вероисповедания, места происхождения, в возрасте от 16 до 36 лет». Первый набор был небольшим, всего 50 человек и 10 кандидатов. Учебный год длился с сентября до июля и равнялся 10 месяцам. Учебный курс состоял из общеобразовательных и специальных дисциплин, а также практических занятий в медицинских учреждениях.
Фельдшерско-акушерская школа. Занятие по детским болезням проводит директор школы Александр Ипполитович Подбельский. 1913 год
Доктор медицины Александр Ипполитович Подбельский
Директором Уфимской земской акушерско-фельдшерской школы был назначен Александр Ипполитович Подбельский, который родился в городе Уфе и был выходцем из семьи священнослужителей. После окончания гимназии он с позволения родителей уезжает в Казань и поступает на медицинский факультет императорского университета. После окончания университета А.И. Подбельский был оставлен при кафедре детских болезней, а затем – патологической анатомии. Александр Ипполитович провёл ряд исследований в новой, по тем временам, науке – микробиологии. В 1890 году защитил докторскую диссертацию. В Казани Александр Ипполитович Подбельский под руководством своего земляка Николая Матвеевича Любимова работал прозектором и заведовал лабораторией университета.
Общество врачей Уфимской губернии. 1911 г.
В 1919 Народном комиссариате здравоохранения республики были открыты мед. курсы, первый выпуск (78 слушателей) состоялся в 1920 году.
Коллегия Наркомздрава БАССР. 1923 г. Нарком Г.Г. Куватов второй справа
С середины 20‑х гг. ХХ в. медицинских сестёр и санитарные кадры начало готовить Башкирское районное управление Российского общества Красного Креста (БРУ РОКК): в 1926—1929 гг. было подготовлено 120 медицинских сестёр, 120 санитарных дружинниц, обучено в кружках по оказанию первой медицинской помощи 5900 человек.
В Башкирском научно‑исследовательском трахоматозном институте была организована подготовка медицинских сестёр для борьбы с трахомой. С 1929 года Народным комиссариатом здравоохранения БАССР при БРУ РОКК были организованы курсы переподготовки врачей по санитарно‑химической защите.
Коллегия Наркомздрава БАССР. 1923 г. Нарком Г.Г. Куватов второй справа
В середины 30‑х гг. ХХ в. Профессиональная подготовка врачей осуществлялась в Башкирском государственном медицинском институте, средних медицинских работников — в медицинских и фармацевтических техникумах в гг. Уфа, Белорецк, Бирск, Стерлитамак, Белебей.
В период Великой Отечественной войны медицинских сестёр для фронта готовило также БРУ РОКК: было подготовлено 905 врачей, св. 1500 фельдшеров, 3334 медицинской сестры, 7538 санитарных дружинниц и 1645 санитаров. В послевоенные годы в республике открывается ряд средних специальных медицинских образовательных учреждений.

Система медицинского образования включает общее и специальное. Общее медицинское образование осуществляется в средних общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных организациях, в которых изучаются дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний». Специальное медицинского образования осуществляется в средних специальных и высших учебных организациях: высшее медицинское образование получают в Башкирском государственном медицинском университете, среднее специальное — в Башкирском медицинском колледже, Белебеевском медицинском колледже, Белорецком медицинском колледже, Бирском медико-фармацевтическом колледже, Салаватском медицинском колледже, Сибайском медицинском колледже, Стерлитамакском медицинском колледже, Туймазинском медицинском колледже, Уфимском медицинском колледже. Реализация программы непрерывного медицинского образования врачей и провизоров обеспечивается в ординатуре, аспирантуре, докторантуре, институте дополнительного последипломного образования БГМУ, среднего медицинского персонала — в Центре повышения квалификации медработников. В развитие медицинского образования внесли вклад Н.Ф. Воробьёв, З.А. Ихсанов, Ф.Х. Камилов, Ю.А. Лоцманов, В.Н. Павлов, Г.А. Пандиков, В.Г. Сахаутдинов, В.М. Тимербулатов, С.М. Трайнин и др.
ОТКРЫТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БГМИ В ДОВОЕННЫЕ 1932-41 ГОДЫ
С 1927 года Областной комитет ВКП(б) и СНК БАССР неоднократно выдвигали идею об организации медицинского института для подготовки врачей из местного коренного населения. Только в 1931 году последовало разрешение НКЗ РСФСР на открытие медицинского института в г. Уфе. 27 июля 1931 года в газе «Красная Башкирия» №163 появилась статья «Окружим вниманием и поддержкой создание нового института», авторами которой были врачи И.И. Геллерман, В.М. Романкевич и тов. Файзуллина, в которой говорилось:«Вопрос о врачах, ведущих кадрах здравоохранения, в Башкирии обстоит остро: эти кадры крайне дефицитны…Число прибывающих врачей ни в какой мере не покрывает потребности…Создание в Башкирии медицинского института вытекает из возросшей потребности…В условиях Башкирии особое значение имеет создание высшего медперсонала из коренной национальности – башкир». На момент образования медицинского института было 418 врачей и из них 9 башкир и 34 татарина.
В республике происходила большая организационная работа в 1931 и 1932 годах, чтобы открыть институт с 1 ноября 1932 года. В этом деятельное участие принимали народный комиссар здравоохранения БАССР К.Х. Ишмухаметов, директор Башкирского научно-исследовательского кожно-венерологического института С.М. Трайнин, врачи И.И. Геллерман, В.М. Романкевич, Г.Н. Терегулов и заместитель наркома В.Ф. Мусихин и др. Требовалось подыскание и ремонт зданий для нужд института, приобретение хозяйственного и учебного инвентаря, подбор молодёжи для обучения в институте и комплектование профессорско-преподавательского коллектива.
Уфимская мужская гимназия
В июле 1932 года Совнарком постановил по ходатайству Башнаркомздрава предоставить часть помещения средней школы №11 (бывшей мужской гимназии) по ул. Фрунзе, 47 для размещения института в первый год, всего восемь комнат, использованных для дирекции библиотеки и учебных аудиторий. Усиленно выискивалось специальное оборудование для института – микроскопы, лабораторные предметы, учебные пособия, литература – в местных медицинских учреждениях и кое-что приобреталось у частных лиц. Санитарно-бактериологический институт, детская и глазная больницы, фельдшерская школа и другие сдавали в фонд нового института ценные предметы. Очень большая настойчивость требовалась по подбору молодежи для обучения в институте, поиском ее среди разнонационального населения республики по всем районам и городам. Средних школ с девятилетним обучением было маловато, а среди окончивших юношей и девушек из башкир, татар, мари, чувашей было очень мало. Поэтому было предусмотрено открыть подготовительные курсы для национальной молодежи и было предусмотрено в открывавшемся институте открыть одно временно дневное и вечернее отделения, на последнее подобрать практических средних медицинских работников, желавших получит квалификацию врача. Очень серьезным стал вопрос с подбором специалистов в преподавательский состав. Руководство института выискивало специалистов, как из местных сил, так и из иногородних, объявив конкурс. Наступившая осень 1932 года стала напряженной для создававшегося института, а 1 октября приступил к обязанностям директор, назначенный Наркомздравом РСФСР, врач С.М. Трайнин. Группе организаторов вместе с директором надо было провести
вступительные экзамены с поступавшими в институт и окончательно сформировать состав преподавателей для шести кафедр, которые должны были выполнять программу первого года обучения. В результате испытаний приемной комиссией было оформлено зачисление 320 юношей и девушек на два отделения лечебного факультета дневное и вечернее. Среди зачисленных на дневное отделение было 77 башкир и 6 татар. Зачисленные имели разный уровень подготовленности для вуза, от 6 до 9 классов средней школы. Начало занятий в институте отодвинулось на 15 ноября, когда было закончено укомплектование кафедр преподавателями. Руководителями открывшихся кафедр были К.С. Немков – каф. биологии, В.М. Романкевич – каф. нормальной анатомии, Г.И. Масленников – каф. общественных наук, доц. Е.Н. Грибанов – каф. физики, И.Ф. Сущевский – каф. общей химии и М.А. Абдульменев – каф. органической химии. В числе ассистентов были привлечены местные врачи и преподаватели: А.Г. Давлетов, С.З. Лукманов, З.А. Ихсанов и др. 15 ноября начались занятия в институте и этот день стал актовой датой открытия Башкирского медицинского института.
В июле 1932 года Совнарком постановил по ходатайству Башнаркомздрава предоставить часть помещения средней школы №11 (бывшей мужской гимназии) по ул. Фрунзе, 47 для размещения института в первый год, всего восемь комнат, использованных для дирекции библиотеки и учебных аудиторий.
Средних школ с девятилетним обучением было маловато, а среди окончивших юношей и девушек из башкир, татар, мари, чувашей было очень мало.
Наступившая осень 1932 года стала напряженной для создававшегося института, а 1 октября приступил к обязанностям директор, назначенный Наркомздравом РСФСР, врач С.М. Трайнин.
Зачисленные имели разный уровень подготовленности для вуза, от 6 до 9 классов средней школы. Начало занятий в институте отодвинулось на 15 ноября, когда было закончено укомплектование кафедр преподавателями.
Усиленно выискивалось специальное оборудование для института – микроскопы, лабораторные предметы, учебные пособия, литература – в местных медицинских учреждениях и кое-что приобреталось у частных лиц. Санитарно-бактериологический институт, детская и глазная больницы, фельдшерская школа и другие сдавали в фонд нового института ценные предметы.
Очень серьезным стал вопрос с подбором специалистов в преподавательский состав. Руководство института выискивало специалистов, как из местных сил, так и из иногородних, объявив конкурс.
Группе организаторов вместе с директором надо было провести вступительные экзамены с поступавшими в институт и окончательно сформировать состав преподавателей для шести кафедр, которые должны были выполнять программу первого года обучения.
В результате испытаний приемной комиссией было оформлено зачисление 320 юношей и девушек на два отделения лечебного факультета дневное и вечернее. Среди зачисленных на дневное отделение было 77 башкир и 6 татар.
Руководителями открывшихся кафедр были К.С. Немков – каф. биологии, В.М. Романкевич – каф. нормальной анатомии, Г.И. Масленников – каф. общественных наук, доц. Е.Н. Грибанов – каф. физики, И.Ф. Сущевский – каф. общей химии и М.А. Абдульменев – каф. органической химии.
В числе ассистентов были привлечены местные врачи и преподаватели: А.Г. Давлетов, С.З. Лукманов, З.А. Ихсанов и др. 15 ноября начались занятия в институте и этот день стал актовой датой открытия Башкирского медицинского института.
Очень большая настойчивость требовалась по подбору молодежи для обучения в институте, поиском ее среди разнонационального населения республики по всем районам и городам.
Поэтому было предусмотрено открыть подготовительные курсы для национальной молодежи и было предусмотрено в открывавшемся институте открыть одно временно дневное и вечернее отделения, на последнее подобрать практических средних медицинских работников, желавших получит квалификацию врача.
По воспоминаниям ветеранов института и первых студентов 15 ноября 1932 года остался знаменательным историческим днем, когда до первых лекций преподаватели и студенты встретились впервые взаимно и тепло в присутствии представителей общественных организаций и запечатлели навсегда первый день занятий в новом институте.

Первые лекции были прочитаны по нормальной анатомии и биологии В.М. Романкевичем и К.С. Немковым дневному и вечернему отделениям. Не выпали из поля зрения особенности, характеризовавшие студентов того и другого отделения. Студенты дневного отделения имели в своем составе значительное представительство башкиро-татарской молодежи, которая с необычно взволнованными лицами вслушивались в приветствия и в лекции, ведь они были молодыми, прибывшими из далеких и разных мест республики и многие из них впервые оказались в остановке большого города и необычного очага культуры.
Занятие по гистологии
Необходимость неудержимого роста института осуществлялась так:

  • В 1933 году нужно было открывать кафедры гистологии, иностранных языков, физической подготовки, нормальной физиологии, микробиологии и курса военной подготовки;
  • В 1934 году – кафедры патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, оперативной хирургии и клиник -пропедевтической терапии и общей хирургии;

  • В 1935 году – кафедры общей гигиены, клиник - факультетской терапии, факультетской хирургии и кожно-венерических болезней, специальных курсов по туберкулезу, физиотерапии, рентгенологии и радиологии;

  • В 1936 году – клиник госпитальной терапии, госпитальной хирургии, инфекционных, глазных и ЛОР – болезней, психиатрии и кафедр судебной медицины, социальной гигиены и военно-санитарной подготовки.

Происходило широкое наступление за планомерное развитие института и освоение сложнейшего процесса обучения и подготовки врачей высокой квалификации для республики и страны.

Совнарком БАССР и Уфимский горсовет заботливо находили и выделяли для института здания и помогали начавшемуся строительству зданий специального назначения на территории института, а Башнаркомздрав и Уфимский горздрав всячески содействовали организации и открытию клиник на базах республиканских и городских лечебных учреждений.
Экзамен по анатомии
Эпопея широкого строительства и ремонта помещений сопровождалась привлечением студентов для строительства и ремонтов. В этом деле много сил вкладывало студенчество первого поколения. Студенты трудились в часы после учебных занятий и в выходные дни, когда проводились субботники. Почти все процессы строительства совершались вручную и при малом числе квалифицированных рабочих – строителей, а участие студентов было очень большим и ускоряющим вкладом в стройку. С нелегким упорством совершался подбор молодежи для обучения в институте и, в особенности, представителей коренного населения – башкир, татар и др.
Хотя ежегодно и направленно продолжалась широко разъяснительная работа в районах и городах республики силами медицинских работников и ученых института, выступавших в школах, колхозах и на предприятиях о новом вузе – медицинском институте и его основной задаче готовить врачей для учреждений здравоохранения республики, в которых всегда испытывается острая нужда, и создавались подготовительные курсы для поступления в институт и даже был организован рабочий факультет для длительного завершения среднего образования, а итоги пополнения состава студентов молодежью из башкир и татар были крайне ограниченными и даже имелась тенденция снижения прослойки во втором и третьем трехлетии в сравнении с первым трехлетием, что видно из следующих данных:
Кафедра биологии
Такое соотношение обусловливалось возросшей возможностью учиться молодежи не только в медицинском институте, но и в ряде других «вузов», имевшихся в республике и в стране, еще недостаточной сетью средних образовательных школ на периферии, в районах, и омолаживанием призывного возраста для служения в Красной Армии и флоте с отменой отсрочки на время обучения в вузе. Если в первые два трехлетия институт смог принять до 26,6 и 31,7% юношей, то в третьем трехлетии прослойка их упала до 18,1%. Основную массу студентов представляли девушки.

Трудно давалось освоение учебного процесса национальной молодежи ввиду недостаточной подготовленности для работы в вузе, при полном незнании или малом знании русского языка, на котором велось преподавание в институте. Это затруднение устранялось смешанным, разнонациональным
комплектованием академических групп и смешанным расселением студентов в комнатах общежитий. Это облегчало и ускоряло усвоение учебного процесса. Товарищеское сближение и товарищеская взаимопомощь приобретали весьма яркий характер интернациональной дружбы на всех курсах института, начиная с первых лет обучения в нем молодежи. ЦИК БАССР своим постановлением присвоил институту наименование в 1933 году «имени XV – летия ВЛКСМ» в честь отмечавшегося XV- летия со дня организации ВЛКСМ.

Комитет ВЛКСМ, профстудком, добровольные организации Осоавиахима, РОКК и др. успешно проводили руководство важным движением за физическое и оборонное совершенствование с охватом всей студенческой массы и добивались самых наибольших результатов. Студенты охотно и успешно участвовали в кроссах, в походах, в соревнованиях, в допризывной подготовке, а Обком и Горком ВЛКСМ и городские добровольные оборонные организации удостаивали высоких поощрений за занимаемые первые места. Институт в соревновании по оборонным мероприятиям с медицинскими вузами РСФСР в 1939/40 учебном году занял шестое место, а весной 1840 года Ждановский исполком депутатов трудящихся г.Уфы вручил переходящее Красное знамя за хорошо проводимую допризывную подготовку с юношами.

Повышению успеваемости и самодеятельности хорошо помогала стенная печать – институтская газета «За медицинские кадры» и курсовые газеты. Редакционная коллегия газеты в течение ряда лет состояла из активных членов-студентов: Воздвиженского Сергея, Голикова Ивана, Ладыженского Соломона, Огородникова Николая, Плетнева Владимира и др. Газета пользовалась большим авторитетом среди студентов и сотрудников института, она привлекала читателей злободневными и острыми статьями и заметками. Отдельные студенты становились авторами статей, помещавшихся на страницах областных газет. Размах общественной самодеятельности студентов расширялся и углублялся вне института. Студенты охотно выполняли общественные поручения, будучи инструкторами, обучали стрелковому делу, усвоению норм ПВХО, ГСО, ГТО молодежь школ, вузов предприятий и население.
Такое соотношение обусловливалось возросшей возможностью учиться молодежи не только в медицинском институте, но и в ряде других «вузов», имевшихся в республике и в стране, еще недостаточной сетью средних образовательных школ на периферии, в районах, и омолаживанием призывного возраста для служения в Красной Армии и флоте с отменой отсрочки на время обучения в вузе. Если в первые два трехлетия институт смог принять до 26,6 и 31,7% юношей, то в третьем трехлетии прослойка их упала до 18,1%. Основную массу студентов представляли девушки.
Трудно давалось освоение учебного процесса национальной молодежи ввиду недостаточной подготовленности для работы в вузе, при полном незнании или малом знании русского языка, на котором велось преподавание в институте. Это затруднение устранялось смешанным, разнонациональным комплектованием академических групп и смешанным расселением студентов в комнатах общежитий.
Это облегчало и ускоряло усвоение учебного процесса. Товарищеское сближение и товарищеская взаимопомощь приобретали весьма яркий характер интернациональной дружбы на всех курсах института, начиная с первых лет обучения в нем молодежи. ЦИК БАССР своим постановлением присвоил институту наименование в 1933 году «имени XV – летия ВЛКСМ» в честь отмечавшегося XV- летия со дня организации ВЛКСМ.

Комитет ВЛКСМ, профстудком, добровольные организации Осоавиахима, РОКК и др. успешно проводили руководство важным движением за физическое и оборонное совершенствование с охватом всей студенческой массы и добивались самых наибольших результатов. Студенты охотно и успешно участвовали в кроссах, в походах, в соревнованиях, в допризывной подготовке, а Обком и Горком ВЛКСМ и городские добровольные оборонные организации удостаивали высоких поощрений за занимаемые первые места. Институт в соревновании по оборонным мероприятиям с медицинскими вузами РСФСР в 1939/40 учебном году занял шестое место, а весной 1840 года Ждановский исполком депутатов трудящихся г.Уфы вручил переходящее Красное знамя за хорошо проводимую допризывную подготовку с юношами.

Повышению успеваемости и самодеятельности хорошо помогала стенная печать – институтская газета «За медицинские кадры» и курсовые газеты. Редакционная коллегия газеты в течение ряда лет состояла из активных членов-студентов: Воздвиженского Сергея, Голикова Ивана, Ладыженского Соломона, Огородникова Николая, Плетнева Владимира и др. Газета пользовалась большим авторитетом среди студентов и сотрудников института, она привлекала читателей злободневными и острыми статьями и заметками. Отдельные студенты становились авторами статей, помещавшихся на страницах областных газет. Размах общественной самодеятельности студентов расширялся и углублялся вне института. Студенты охотно выполняли общественные поручения, будучи инструкторами, обучали стрелковому делу, усвоению норм ПВХО, ГСО, ГТО молодежь школ, вузов предприятий и население.
Такое соотношение обусловливалось возросшей возможностью учиться молодежи не только в медицинском институте, но и в ряде других «вузов», имевшихся в республике и в стране, еще недостаточной сетью средних образовательных школ на периферии, в районах, и омолаживанием призывного возраста для служения в Красной Армии и флоте с отменой отсрочки на время обучения в вузе.
Это облегчало и ускоряло усвоение учебного процесса. Товарищеское сближение и товарищеская взаимопомощь приобретали весьма яркий характер интернациональной дружбы на всех курсах института, начиная с первых лет обучения в нем молодежи.
Если в первые два трехлетия институт смог принять до 26,6 и 31,7% юношей, то в третьем трехлетии прослойка их упала до 18,1%. Основную массу студентов представляли девушки.
Трудно давалось освоение учебного процесса национальной молодежи ввиду недостаточной подготовленности для работы в вузе, при полном незнании или малом знании русского языка, на котором велось преподавание в институте. Это затруднение устранялось смешанным, разнонациональным комплектованием академических групп и смешанным расселением студентов в комнатах общежитий.

Размах общественной самодеятельности студентов расширялся и углублялся вне института. Студенты охотно выполняли общественные поручения, будучи инструкторами, обучали стрелковому делу, усвоению норм ПВХО, ГСО, ГТО молодежь школ, вузов предприятий и население.
Комитет ВЛКСМ, профстудком, добровольные организации Осоавиахима, РОКК и др. успешно проводили руководство важным движением за физическое и оборонное совершенствование с охватом всей студенческой массы и добивались самых наибольших результатов.
Студенты охотно и успешно участвовали в кроссах, в походах, в соревнованиях, в допризывной подготовке, а Обком и Горком ВЛКСМ и городские добровольные оборонные организации удостаивали высоких поощрений за занимаемые первые места.
Повышению успеваемости и самодеятельности хорошо помогала стенная печать – институтская газета «За медицинские кадры» и курсовые газеты. Редакционная коллегия газеты в течение ряда лет состояла из активных членов-студентов:
Воздвиженского Сергея, Голикова Ивана, Ладыженского Соломона, Огородникова Николая, Плетнева Владимира и др. Газета пользовалась большим авторитетом среди студентов и сотрудников института, она привлекала читателей злободневными и острыми статьями и заметками. Отдельные студенты становились авторами статей, помещавшихся на страницах областных газет.
ЦИК БАССР своим постановлением присвоил институту наименование в 1933 году «имени XV – летия ВЛКСМ» в честь отмечавшегося XV- летия со дня организации ВЛКСМ.
Институт в соревновании по оборонным мероприятиям с медицинскими вузами РСФСР в 1939/40 учебном году занял шестое место, а весной 1840 года Ждановский исполком депутатов трудящихся г.Уфы вручил переходящее Красное знамя за хорошо проводимую допризывную подготовку с юношами.
Лекция по общественным наукам
К 1 января 1937 года, когда были сформированы все 32 кафедры в соответствии со структурой института, профессорско-преподавательский коллектив имел 106 человек, в числе которых имелось 14 профессоров и 15 доцентов. Все они либо приглашались, либо избирались по конкурсу и прибывали из разных городов и институтов страны, находились в цветущем возрасте – моложе 50-45-45-35 лет, исключая шести, которые были старше 50 лет/заведующие кафедрами. Руководство института и общественные организации заботливо встречали и устраивали 23 ученых и преподавателей в организованный творческий коллектив для совместного решения многих и многих вопросов, возникавших в ходе развития всех отраслей работы института.
Должности ассистентов и преподавателей кафедр заполнялись заведующими кафедрами за счет местных работников и в том числе представителями из коренного населения башкирами и татарами. Ощущалась большая потребность в учебной и научной литературе, которой у института не было. 1 октября 1932 года, когда для заведования библиотекой была принята Е.М. Лысенко насчитывалось всего 85 книг разного содержания, в т.ч. которых до трех десятков учебных руководств. В первые годы учебный процесс проводился без учебников. Молодежь усердно вписывала в рабочие тетради содержание лекций и занятий со слов преподавателей. Все наглядные пособия – таблицы, рисунки – для лекций и занятий изготавливались заново силами самих преподавателей и студентов, а для лабораторных и семинарских занятий выискивались и приобретались приборы, аппаратура, посуда, химикалий и т.п.
Лекция по общественным наукам
Такие ученые как В.М. Романкевич, Р.И. Полонская, И.Л. Вакуленко, Е.М. Губарев, Н.С. Спасский, С.А. Белявцев, И.А. Лерман, Д.И. Татаринов, Г.Н. Терегулов, Н.Ф. Емельянов, А.М. Агаронов, А.К. Якубсон, В.А. Самцов, Г.В. Голубцов, Н.И. Савченко, В.И. Спасский и др. сами по себе и обменом опыта между собой выводили свои кафедры и институт по организации учебного процесса на видное место среди вузов республики.

Тем временем заведующая библиотекой Е.М. Лысенко с небольшим коллективом своих сотрудников и с помощью студентов заботливо создавали фонд литературы учебниками и руководствами, журналами и сборниками трудов путем выписки, организованного приобретения и розыска-покупки ценных книг в осиротевших семьях врачей и продолжали сбор нужных пособий из библиотек разных медицинских учреждений.

Научно-исследовательская работа все больше и больше вовлекала силы всего коллектива института, она принимала планомерный характер и началась апробация законченных работ на научных конференциях института и на иногородних конференциях, а также при защите законченных диссертационных работ. Состоялось пять научных конференций в довоенные годы, на которых было обсуждено 147 законченных работ и часть из них, как диссертации, была успешно защищена и таким образом повысилась квалификация ученых коллектива института на 21 кандидата наук и 14 докторов наук. Было издано четыре сборника научных работ, в которые вошло свыше ста научных статей и стали появляться статьи ученых института в центральных медицинских журналах.
Тем временем заведующая библиотекой Е.М. Лысенко с небольшим коллективом своих сотрудников и с помощью студентов заботливо создавали фонд литературы учебниками и руководствами, журналами и сборниками трудов путем выписки, организованного приобретения и розыска-покупки ценных книг в осиротевших семьях врачей и продолжали сбор нужных пособий из библиотек разных медицинских учреждений.

Научно-исследовательская работа все больше и больше вовлекала силы всего коллектива института, она принимала планомерный характер и началась апробация законченных работ на научных конференциях института и на иногородних конференциях, а также при защите законченных диссертационных работ. Состоялось пять научных конференций в довоенные годы, на которых было обсуждено 147 законченных работ и часть из них, как диссертации, была успешно защищена и таким образом повысилась квалификация ученых коллектива института на 21 кандидата наук и 14 докторов наук. Было издано четыре сборника научных работ, в которые вошло свыше ста научных статей и стали появляться статьи ученых института в центральных медицинских журналах.
Такие ученые как В.М. Романкевич, Р.И. Полонская, И.Л. Вакуленко, Е.М. Губарев, Н.С. Спасский, С.А. Белявцев, И.А. Лерман, Д.И. Татаринов, Г.Н. Терегулов, Н.Ф. Емельянов, А.М. Агаронов, А.К. Якубсон, В.А. Самцов, Г.В. Голубцов, Н.И. Савченко, В.И. Спасский и др. сами по себе и обменом опыта между собой выводили свои кафедры и институт по организации учебного процесса на видное место среди вузов республики.
Значительная часть работ была посвящена вопросам здравоохранения Башкирии: проводился анализ состояния и размещения сети медицинских учреждений в городах и районах республики (доц. Н.А. Шерстенников); анализ здоровья призывников, подростков, учащихся и физкультурников (Н.А. Шерстенников, А.И. Шепелов, О.А. Смородинцева и др.); изучались местные природные условия для развертывания санаториев и курортов-водоисточников и грязи в Красноусольске (проф. Н.И. Савченко с группой врачей), целебных свойств паров и тепла института, Ассинских источников (доц. Б.В. Сулейманов), исследовались свойства кумыса и применения его для лечения туберкулезных больных и ослабленных людей (В.Н. Марков-Осоргин, М.Н. Карнаухов, Б.В. Сулейманов и др.); многочисленные работы по изучению краевой патологии – о распространении туберкулеза, трахомы, малярии, эндемического зоба, кожно-венерических болезней, глистных инвазии (коллективы нескольких клиник с привлечением практических врачей).
Почти все студенты кружковцы успешно справлялись с выполнением тем и некоторые из них делали сообщения о своих работах на общеинститутских конференциях, а с 1938 года в осенние месяцы стали проходить специальные студенческие научные конференции, которых состоялось до войны три и на них было заслужено 25 сообщений.
Большие значения приобретали съезды, совещания, конференции работников здравоохранения и медицины, организуемые Башнаркомздравом и Уфимским горздравом с участием ученых медицинского института. Помимо этого сами ученые усиливали свою повседневную связь с руководящими органами здравоохранения, находя время и вопросы для совместного решения их и взаимно консультируясь. Постоянный обмен идеями и мыслями облегчал и ускорял движение вперед. В этом же направлении начало работать реорганизованное общество врачей в единое медицинское общество, под руководством Башнаркомздрава и при активном участии ученых медицинского института профессоров Д.И. Татаринова, С.А. Белявцева, доцента В.М. Романкевича, а также возникавшие филиалы разных специальных научных медицинских обществ в числе до десяти.
Исключительно высокую пользу приносили состоявшиеся съезды и совещания: Всебашкирское совещание санитарных врачей и работников здравоохранения 15-18 января 1937 года с участием до 300 человек, 1-й Всебашкирский научно-организационный съезд врачей 1-6 марта 1938 года с участием до 300 человек и актив работников здравоохранения 28-20 января 1941 года с участием до 280 человек.
Названные форумы остались заметными вехами в развитии здравоохранения в республике в предвоенные годы. Сотни организаторов здравоохранения и практически медицинских работников в присутствии представителей руководящих организации республики совместно с десятками ученых медицинского института обстоятельно и критически обсуждали многие и многие злободневные вопросы здравоохранения и этим обеспечивалось надлежащее направление по подъему работы в системе здравоохранения, охватывая всю республику, учитывая особенности всех районов и городов.
Органы здравоохранения в лице ученых получали конкретное подкрепление. Так с 1940 года указом Президиума Верховного совета БАССР был назначен наркомом здравоохранения доцент С.З. Лукманов, заведующий кафедрой нормальной анатомии; профессора и доценты вовлекались на общественных началах в роли главных специалистов республики и города Уфы, руководители клиник становились практическими помощниками главных врачей больниц, в которых размещались клиники. Участие ученых распространялось на организацию общества Красного креста республики, на союз работников «Всемидикосантруд», а часть ученых стали депутатами и содействовали решению вопросов здравоохранения в городе и его районах. Началось организованное повышение квалификации врачей и средних медицинских работников на курсах повышения, организуемых Башнаркомздравом с привлечением для преподавания ученых; отбирались врачи в клиническую ординатуру и на рабочие места в клиники для подготовки из них специалистов-организаторов специализированной медицинской помощи на периферии.
Ученые института нередко выезжали в районы и города для консультации и оказания помощи больным по срочной необходимости в ней. Были специальные выезды для участия в кустовых совещаниям и конференциях.
Лекция по общественным наукам
Позднее, когда была введена производственная практика для студентов, с 1939 года, выезды ученых на периферию умножились и заметно расширялась их помощь местным медицинским работникам и еще ярче и убедительно становилось содействие их развитию здравоохранения и медицинской помощи населению республики. Определенно направляемое сотрудничество Башнаркомздрава и мединститута выражалось в росте мероприятий и результатов по лечебной, санитарно-эпидемиологической помощи, что приводило к снижению краевой патологии и, в особенности, снижению и ликвидации опасных острых инфекционных болезней.
К XX-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции институт подготовил первый выпуск врачей в 83 человека из окончивших вечернее отделение лечебного факультета. Наркомздрав РСФСР, учитывая особую нуждаемость во врачах Башкирии, передал весь выпуск в распоряжение НКЗ БАССР. Это явилось замечательным пополнением в систему здравоохранения и почти все врачи, приняв назначения, разъехались в районные и сельские больницы, в которых до приезда их совсем еще не было врачей или были давно пустовавшими места из-за отсутствия врачей.
За 1938-1941 годы состоялось еще шесть выпусков, правда один совпал с началом войны, но из пяти выпусков половина врачей по указанию НКЗ РСФСР была распределена в области, края и республики Урала, Сибири, Дальнего востока, северных окраин и в средне-азиатские республики, и другая половина предоставлялась в Башкирии.
Первые семь выпусков составляли 807 врачей, из них было мужчин 190, женщин 617, башкир 79, татар 128. Развертывавшаяся молодыми врачами самостоятельная деятельность нас местах явилась объективной апробацией качества подготовки врачей институтом. Вести о работе врачей в Башкирии и в разных других республиках и областях РСФСР и республиках средней Азии ободряли коллектив института тем, что все врачи прибывали к местам назначения, серьезно относились к своим обязанностям и оправдывали доверие учреждений здравоохранения и трудящихся медицинским обслуживанием. Хотя врачи окончили лечебный факультет, но многим из них была предлагаема работа в органах санитарно-эпидемиологической службы, в детских медицинских учреждениях и эти предложения они принимали.
Так со временем они стали квалифицированными санитарными врачами, эпидемиологами, инфекционистами, педиатрами. Из врачей первых выпусков сформировались хорошие организаторы и руководители органов здравоохранения и медицинских учреждений.
За девять лет Башкирский медицинский институт имени XV-летия ВЛКСМ успешно развивался и набирал свою зрелость, что еще лучше нашло подтверждение в годы Великой Отечественной войны.